Психолог Надежда Биневська: «Не советую воспитывать с ребенка гения»

воспитание детей

«Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми», – писал Оскар Уайльд. У каждого родителя есть свои взгляды относительно того, как воспитывать ребенка. И очевидно, что именно детские годы закладывают фундамент взрослой жизни, формируют характер маленького человека. Как общаться с детьми, чтобы они вас услышали, что поможет ребенку раскрыть свой потенциал, таланты и способности, а чего не стоит допускать в воспитании – беседуем с психологом и психотерапевтом Надеждой Биневською.

– Пани Надежда, можете как психолог, назвать наиболее распространенные ошибки, которые допускают родители в воспитании своих детей 

- Самое главное (и это очень важно), чтобы между родителями и ребенком сложились полны уважения отношения! Именно уважения, причем взаимного! Под словом «уважение» я имею в виду: умение доверять, слушать и слышать другого, замечать потребности и желания, и воспринимать друг друга со всеми слабостями и особенностями. Однако не стоит путать понятия «уважать» и «бояться» – это точно разные вещи.
Последствия ошибок в воспитании детей могут быть разнообразны: от замкнутости и неуверенности в себе к асоциальному поведению (кража, драки, наркотики и т.д.) и психических расстройств.
Поэтому, дорогие родители, не ищите виновных, не сваливайте все на наследственность, окружение и плохой экологии. Будьте смелыми – возьмите ответственность за свои действия.

Распространенные ошибки в воспитании ребенка:

Крайности.
Одно из первых правил – не впадайте в крайности: холодное отстраненное поведение такое же губительное, как и гиперопека. Спросите, почему?
Родители выбирают одну линию поведения или знакомы лишь с одним стилем воспитания.
Например, ведут себя холодно и крайне строго к отношению ребенку, запрещают все, при этом не говорят, что его любят, что он красив, умен, что ему все удается и т. Это отстраненная тактика поведения.
Ребенок при этом постоянно находится под контролем и в стрессе, чтобы, не дай Бог, не сделать что-то не так, поскольку тогда родители перестанут его любить (распространенная в таких случаях фраза: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить »).

Второй крайний вариант воспитания – гиперопека. Девиз: «Делай, что хочешь» или «Все, что по нашему мнению трудно или сложно, мы сделаем за тебя». В этом случае ребенок вырастает избалованным, беспомощной и инфантильным. Все ему приносят на блюдечке. Ему будет трудно решать какие-то вопросы, поскольку опыта в этом он не имеет.

Я считаю, что все должно быть дозировано: и опека, и суровость. Это нелегко, но возможно.

Решать за ребенка, что для нее хорошо, а что нет.
Многие считают важным в воспитании заставить ребенка беспрекословно выполнять любой приказ родителей: взрослые знают, что ребенку нужно, а чего нельзя, сам же он ничего не понимает.
Так, рассказывать и делиться своими знаниями, безусловно, нужно. Но еще важнее – не просто говорить ребенку, что хорошо, а что плохо, а объяснять ему, почему. Конечно, это требует много времени и усилий, но только вам решать, что важнее – отношения с ребенком и его дальнейшее развитие или ситуативный отдых.

Дайте ребенку свободу и возможность самому нарисовать свою картину ценностей и принципов на основе ваших знаний. И это будет именно его, личная и эксклюзивная картина.

Отсутствие общей концепции воспитания между родителями.
Разные взгляды на воспитание у мамы и у папы. В конечном итоге ребенок всегда выбирает то, что ему выгоднее. Например, если мама говорит, что для прогулки лучше одеться теплее, чтобы избежать возможного переохлаждения, тогда ребенок идет к папе (уже зная, что мама с папой не договорились в этом вопросе и во многих других тоже) и папа говорит: «Да, конечно , иди без шапки, все равно будешь бегать и вспотеешь ». Ребенок слушает одного из родителей (отца, если он сначала не хотел одеваться теплее) – и все. Результат – авторитет мамы приравнивается к нулю, а отец сегодня лучший. В следующей ситуации может быть все с точностью наоборот – несмотря на то, что будет выгоднее ребенку.

Разговаривайте между собой, высказывайте свое отношение к тем или иным вещам. Воспитывайте детей сообща!

Слова расходятся с делом .
Нужные слова без желаемого эффекта, если их не поддерживать своим личным примером. Если вы будете действовать по одному образцу, а от ребенка требовать другого – не ждите чуда. Его не будет. Не обещайте и не угрожайте – если не уверены, что выполните обещание. Раз, два и более – ребенок не будет воспринимать ваши слова.

Не делайте своих детей верховными судьями в ваших отношениях, им есть чем заняться и без этого. Не впутывайте детей в ваши выяснения и ссоры. Тем более, не предлагайте выбрать кого-то из вас. Ребенку вы дорогие оба.

Ревность к младших братьям или сестрам .
Очередная ошибка – при появлении младшего ребенка в семье. Если старшего малыша не подготовили к этому процессу, он будет чувствовать себя покинутым и забытым, что крайне негативно скажется как на его отношениях с младшим ребенком, так и на дальнейшей жизни в целом.

Подготовьте ребенка к появлению младенца в семье и не навязывайте ему заботу и уход за младшим, если проявит инициативу – дайте возможность старшему помочь вам с младшим.

Нет времени на воспитание и развитие ребенка .
Если у вас есть время для всего, то найдется и для ребенка. Возьмите себе за правило несколько часов или хотя бы 30 минут в день уделять ребенку. Поверьте, для него это очень важно.

Остановимся теперь на методах наказания: должны ли они существовать в семье и, на ваш взгляд, эффективнее – метод пряника или кнута? Относительно последнего – много мнений существуют относительно того, можно ли бить ребенка. Как таким образом «убеждения» влиять на поведение ребенка

- Методы наказания должны существовать, так же как и методы поощрения. Но я против физического наказания, знаю (на практике), что можно обойтись и без него. Есть один момент: если вы применяете наказание, будьте готовы к тому, что ребенок вернет вам его чуть позже – здесь действует эффект бумеранга.

Касаясь системы наказаний, помните главное: если слишком часто прибегать к угрозам наказания, то это уже становиться обыденной фразой и не привлекать внимание.

Я уже говорила о крайностях и снова к ним вернусь: не кричать и не бить ребенка не означает, что нужно терпеть и сдерживаться – если вы злитесь, то лучше об этом ребенку сообщить, например: «Я злюсь, когда ты не убираешь свои игрушки», вместо: «Ты очень неопрятный, из тебя ничего хорошего не получится».
Я «за» проявление эмоций и переживаний. Если вы будет сдерживаться все время, это мало поможет в воспитании – дети очень чувствительны ко лжи и неискренности.

– А есть ли отличия в воспитании детей с различными видами темперамента? В чем они заключаются?

- Я не сторонник разделения людей на категории и типа. Во-первых, в чистом виде отдельного из четырех типов темперамента нету, есть смешанные, и этот комплекс у каждого свой. Во-вторых, упрекая ребенка определенным типом темперамента, вы ставите его в жесткие рамки, выйти из которых бывает трудно.

Довольно часто родители воплощают в детях собственные нереализованные планы и амбиции. Почему не стоит этого делать и как родители могут помочь своим детям найти собственный путь, развивать таланты и способности

- Не советую делать из ребенка гения или (как сейчас модно) – ребенка-индиго. Каждый ребенок развивается по-своему и не стоит его торопить или желать, чтобы он быстро повзрослел. Меня всегда настораживает, когда у ребенка 33 кружка и 25 секций, у него нет свободного времени и он очень-очень редко общается со сверстниками. Когда я интересуюсь у такого ребенка: «А какой кружок тебе больше нравится?”, Как правило, дети говорят, что не-легко ответить на этот вопрос и на самом деле это родители настояли на занятиях, а они хотят просто погулять и дружить со сверстниками. И я их в этом поддерживаю, поскольку трудно представляю себе свое детство без игр во дворе с друзьями. Это очень яркие воспоминания, и я счастлива, что они у меня есть.

И еще – не рекомендую навязывать ребенку свою точку зрения. Если у вас принцип: «Есть только мое мнение, другое – неправильное», я не завидую вашему ребенку – у него нет выбора ни в чем и он вряд ли научится определять свои потребности и говорить о своих желаниях. Род занятий, интересы, кружки, секции и профессию ребенок должен выбирать сам. Помните: это его жизнь, и как бы вам не хотелось, за него вы его не проживете. Если ему суждено допустить ошибки, то – на здоровье, считаю, это только на пользу.

– идеальные отношения между родителями и детьми – это …

- Помните фразу из художественного фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают»? А я бы продолжила «… и воспринимают».
Для меня идеальные отношения между родителями и детьми – это свобода с привкусом заботы и поддержки, с горстью контроля и уважения и все это заправлено любовью.
Если удается построить такие отношения – это действительно счастье, – как для родителей, так и для детей.

Звездная Грабар

Оставить комментарий